Споёмте, друзья: уникальная группа Alice in Chains впервые выступила в России
В Петербурге 18 июня выступила американская рок-группа Alice in Chains. Это был их первый – за 32 года существования – приезд в нашу страну. Корреспондент «Диалога», как давний поклонник этого коллектива, не мог пропустить это событие.
«Мы доехали до вас впервые за 30 лет. Надеемся, что мы ещё к вам вернёмся – и это будет раньше, чем через 30 лет», – сказал вокалист-гитарист группы Уильям Дюваль в конце выступления.
Alice in Chains уникальны тем, что являются фактически единственными видными представителями жанра «гранж», которые не только дожили до наших дней, но и успешно выпускают записи в новом тысячелетии. Другие заметные участники «сиэтлской волны» – а именно из Сиэтла происходит большинство коллективов этого направления – либо канули в небытие в 90-е годы, как суперпопулярные Nirvana, либо малоактивны. Даже Soundgarden, воссоединившиеся в 2012 году, через пять лет снова ушли со сцены после внезапного самоубийства своего фронтмена, Криса Корнелла.
Вчерашние гости Петербурга интересны ещё и тем, что используют в своей музыке полноценное двухголосие. Более того – большинство других групп, имеющих в составе двух равноправных лид-вокалистов, чётко разделяют между ними роли: скажем, один поёт чистым голосом, второй применяет экстремальные техники, крик или речитатив. В отличие от них, в Alice in Chains практически с самого начала существования группы есть два полноправных «чистых» певца с похожим тембром, партии которых на записи бывает различить сложно. Это позволяет создавать интересные вокальные гармонии, но только по распределению ролей на концертах можно с уверенностью понять, где чья партия. Изучать это, что называется, вживую оказалось весьма увлекательным занятием.
В 90-е годы ведущие вокальные партии исполнял Лэйн Стэйли, а гитарист Джерри Кантрелл был как певец скорее на вторых ролях. После того, как группа снова начала активную деятельность в 2006 году после десятилетнего перерыва, вызванного тяжёлой наркозависимостью Стэйли, а потом и его смертью, Кантрелл и новый участник коллектива Уильям Дюваль стали практически равноправными поющими гитаристами. Правда, во время исполнения некоторых старых песен, написанных под одну гитару, Дюваль скидывает свой инструмент и превращается в свободного вокалиста; практически все соло же играет Кантрелл. Трудно сказать, какой вариант лично мне понравился больше – наверное, всё же тот, в котором гитар две: звук становится ещё более плотным и «металлическим».
Прошло уже десять лет после воссоединения, но всё-таки вокруг Alice in Chains до сих пор витает аура трагедии и скорби – пусть уже и едва уловимая. Увязнув в наркотиках на первом пике карьеры, в начале 90-х, группа потеряла двух участников: кроме Стэйли, который настолько серьёзно злоупотреблял героином, что перед смертью в возрасте 34 лет весил всего 39 килограммов, речь о бывшем бас-гитаристе Майке Старре (он умер в 2011 году от передозировки лекарств). Их помнят и чтят: большой портрет усопших музыкантов из зала передали на сцену перед исполнением пятнадцатой песни, Nushell, и музыканты долго и аккуратно прикрепляли к подиуму, на котором стояла ударная установка. Когда концерт закончился, группа сфотографировалась с плакатом, а затем Кантрелл бережно унёс надорванное с краю изображение за кулисы.
Всего в активе Alice in Chains шесть альбомов (три – в 90-е годы, три – после воссоединения) и два акустических EP. Сетлисты нынешнего европейского тура составляются по принципу «всего понемногу», и на историческом петербургском концерте были представлены песни из всех периодов творчества (в среднем – по три на каждый из альбомов, если за полноценную считать два вышеупомянутых мини-альбома, сложенных вместе). Правда, корреспондент «Диалога» пожалел, что по сравнению с предыдущим концертом – в Хельсинки – из списка исчезла свежая «Red Giant», которую заменили на «Grind» с безымянного альбома 1995 года. Правда, здесь привередничать совершенно не хочется: мало того, что это вообще первый визит группы в Россию, так ещё и речь идёт о коллективе, который пережил столько, что хочется сказать про него: «Спасибо, что живой».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»